Британская гравюра 18-19 веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

О проекте

Каталог

Видео

Статьи

Справочные материалы

Поиск

Назад Вперед

Статьи о Британской Гравюре

ГРАФИКА АНГЛИИ XIX – начала XX веков

Развитие английского графического искусства в XIX веке отличалось большим богатством и разнообразием творческих исканий, выдвинув целый ряд интереснейших мастеров как в области книжной, так и станковой графики.

Еще в предшествующее столетие английская гравюра благодаря своим высоким художественным качествам завоевала себе одно из первых мест в Европе. Но гравюра XVIII века была в основном репродукционной, ставя своей главной задачей воспроизведение и популяризацию лучших живописных произведений современных художников. Развитие графики в XIX веке характеризуется прежде всего расцветом оригинальной гравюры, имеющей самостоятельное художественное значение и внесшей свой ценный вклад в передовое реалистическое искусство нового времени. Вместо повторения живописных произведений художники-граверы начинают создавать собственные оригинальные композиции, ища в то же время новые пути и средства художественного выражения.

Литография, открытая немцем Зенефельдером в 1797 году, благодаря своей относительной
легкости и богатым тонально-живописным эффектам очень быстро получила широкое распространение.
Ею заинтересовались многие художники-живописцы, вроде Фюзели, Стотарда или Бонингтона, создавшие
этим способом ряд прекрасных пейзажей, полных света и воздуха. Одновременно мы видим многочисленные опыты
в области офорта, подобно литографии, лучше всего передающего характер легкого, свободного рисунка.

При работе офортом рисунок чертится иглой по специальному грунту, нанесенному на металлическую доску.
Затем последняя подвергается действию кислоты, которая и вытравляет рисунок на металле в тех местах,
где его обнажили штрихи и линии, проведенные в мягком грунте.

Эта граверная техника, не требующая долгой профессиональной выучки, допускающая полную свободу штриха
и сохраняющая все индивидуальные особенности художественного «почерка» мастера,
всегда пользовалась преимущественным вниманием художников.

В Англии офорту отдали дань такие выдающиеся мастера начала XIX века, как Тернер, Кром, Уилки, Гедде,
и некоторые другие, создавшие ряд интересных листов. К числу их относится и единственный дошедший
до нас офорт Бонингтона «Болонья»  – залитый солнечным светом городской пейзаж, исполненный сочной, контрастной манерой.

Подъем английского графического искусства относится к середине XIX века. С одной стороны, он сказывается
в широком движении за художественно оформленную книгу, с другой – распространяется интерес
и к оригинальной станковой гравюре, дотоле почти незнакомой широкой публике.

Именно к этому времени относится начало творческой деятельности Хейдена, справедливо считающегося создателем школы английского офорта. Глубокий знаток и исследователь офортов Рембрандта, основатель
«Общества художников-граверов» (1880), Хейден сделал очень много для пропаганды в Англии искусства оригинальной гравюры. Самые ранние офорты мастера относятся к 1843–1844 годам, но только с конца 50-х годов
он начинает систематически работать в этой технике.

В своих пейзажах Хейден ищет прежде всего передачи воздушной среды и эффектов освещения. Листы
его обычно невелики по размерам. Художник всегда стремился к тому, чтобы сделаны они были сразу,
«за один присест», дабы сохранить живость первого впечатления от захватившего его мотива.
Именно с такой свежестью и непосредственностью, свободным динамическим штрихом исполнен Хейденом
«Вид из окна Уистлера» с его живописно мерцающими массами домов на берегу сияющей гладью реки и смело трактованными облаками, прорезаемыми лучами солнца. Офорты Хейдена, с их сочными контрастами черного
и белого и богатыми градациями промежуточных тонов, очень живописны по общему впечатлению.
В то же время Хейден – прирожденный рисовальщик, и линия сохраняет у него всегда первенствующую роль.

У Хейдена не было прямых учеников, но творчество его надолго определило характер английского офорта. Излюбленной тематикой продолжает оставаться пейзаж, однако такие мастера, как Херкомер и Хэнки, охотно обращаются к жанрово-бытовым сценкам с характерным типажем, взятым прямо из гущи народной жизни.

В своих работах эти граверы (и тот и другой были в то же время известными живописцами) часто пользуются наряду с офортом еще и «сухой иглой», дополняя, а порой и полностью выполняя весь рисунок линией, процарапанной непосредственно по доске. По краям такого штриха остаются неровности и зазубрины,
которые и создают при печатании основной эффект. Хейден также охотно прибегал к этому способу.

Крупнейшими мастерами офорта конца XIX века были Алфред Ист и Уильям Странг.

Первый из них, один из крупнейших пейзажистов своего времени, стремится и в гравюре к чисто живописным эффектам, всячески разнообразя традиционные приемы офортной техники. Так, он широко использует введение акватинты, заменяющей штрих ровными тоновыми поверхностями, вроде акварельной размывки, и придает своим линиям необычную для офорта мягкость и сочность. Его пейзажи, сильно обобщенные по формам, несут отпечаток влияний японской гравюры и очень декоративны. Странг, ученик обосновавшегося в Лондоне известного французского офортиста Легро, был в высшей степени плодовитым и многообразным мастером.
Он много работал над сюжетными композициями, выполнил ряд иллюстративных серий и показал себя блестящим портретистом. Временами он пробует свои силы и в других техниках, как, например, в меццо-тинто.
«Женская голова, повязанная платком», выполненная этим способом, говорит о стремлении художника
к монументальной и классически простой форме.

Конец XIX века характеризуется в гравюре активными исканиями новых средств выражения. Возрождаются
на новой основе и многие старые техники, вроде литографии, совершенно заброшенной около пятидесяти лет. Крупнейшим английским литографом на рубеже XIX и XX веков был Чарлз Шэннон, работавший
в нежно-серебристой, глубоко оригинальной манере, широко пользуясь белым штрихом. Его незамысловатые композиции поэтичны по настроению и обнаруживают глубокое чувство ритма и пластической красоты человеческого тела.

В области ксилографии самой яркой и оригинальной фигурой явился в это время Уильям Николсон, отказавшийся
от ставших уже рутинными методов тоновой деревянной гравюры и обратившийся
к классическому способу обрезной ксилографии, концентрирующей весь эффект на чисто графической выразительности линии и силуэта. Впрочем, в отношении Николсона трудно говорить
о каких-нибудь традициях, настолько его манера своеобразна и оригинальна. Николсон пришел к станковой гравюре от плаката, создавшего ему подлинную славу. С конца 90-х годов он один за другим выпускает ряд альбомов, посвященных лондонским типам, спорту и т.д. Наиболее известны из них «Алфавит» и серия портретов современных знаменитостей (королевы Виктории, Марка Твена, Сарры Бернар и др.). Листы эти, выполненные небольшими тиражами цветной гравюры на дереве, впоследствии размножались литографским способом. Характерные черты николсоновского стиля – это предельный лаконизм средств, плоскостность, эффектные контрасты черного
и белого, острая, доходящая до карикатуры выразительность силуэта. Цветом Николсон пользуется очень скупо, вводя его лишь в качестве подкладки к основному рисунку.

Знаменитый книжный график 90-х годов Бердслей, прославившийся своими рисунками к «Саломее» Уайльда,
также тяготеет в своем творчестве к приемам и методам деревянной гравюры (хотя его рисунки воспроизводились
в основном цинкографией и фотогравюрой). Таковы его «Официанты», с их полным экспрессии контуром и смелым обыгрыванием черного пятна, где Бердслей отходит от обычной для него линейной орнаментальности и болезненного стилизаторства ради большей конкретности и лаконичности выражения.

Творчество замечательного мастера офорта Фрэнка Брэнгвина, бывшего в то же время и живописцем,
уже выводит нас за грани XIX века. Его мощный талант находится в резкой противоположности
со всей традицией английского офорта, культивировавшей искусство изысканных и тонко проработанных небольших листов. Его произведения – это огромные листы, рассчитанные не на портфель знатока-любителя,
а на большие стены, где они могли бы апеллировать к массовому зрителю. Выполненные широким и сочным штрихом
с использованием тональных пятен и драматических контрастов темного и светлого, работы Брэнгвина отличаются необыкновенным декоративным размахом и подлинной монументальностью. В своем творчестве, тесно связанном
с современной жизнью большого города, Брэнгвин особенно часто останавливается
на индустриальных темах, трактованных с огромной экспрессией и силой. Социальное звучание брэнгвиновского творчества, его широкий охват действительности и чувство современности – это тоже нечто совершенно новое
в английской гравюре, как правило, замыкавшейся в рамках более камерного и интимного искусства. Монументальные, полные героического пафоса произведения Брэнгвина достойно венчают многообразное
и интересное развитие английской графики XIX века.

Ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ирина Александровна Кузнецова


* Статья впервые опубликована в 1978 году в буклете ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Графика Англии XIX – начала XX веков».

Сайты Музея