Британская гравюра 18-19 веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

О проекте

Каталог

Видео

Статьи

Справочные материалы

Поиск

Назад Вперед

Жанры

Жанр портрета – один из самых любимых в Великобритании. Для гравированных портретов английские мастера использовали, как правило, технику меццо-тинто, которая позволяла сделать изображение наиболее выразительным и репрезентативным. Особенно удавались детские портреты. В середине XVIII столетия, отказавшись от традиционных изображений
в профиль, художники смогли разнообразить портрет неожиданными ракурсами, позами
и жестами, что позволило им создать яркие, выразительные образы.

Настоящий раздел каталога знакомит с основными разновидностями гравированного портрета. Помимо парадных и камерных изображений в разделе представлены аллегорические, исторические и карикатурные портреты. В «Королевской портретной галерее» собраны образы монархов и членов королевских семей.


В середине XVIII столетия британские художники определяют развитие пейзажного жанра, возвращая моду на естественный, живописный пейзаж. Они путешествуют по Великобритании
и странам континентальной Европы, создавая различные по типу композиции. Распространение акварельной техники способствует рисованию с натуры. Акварелисты вдыхают новую жизнь
в живописный и гравированный пейзаж.

Возникает множество изданий, в которых воспроизводятся акварельные рисунки британских мастеров. В данном разделе вы сможете познакомиться с разными типами пейзажных композиций и с уникальным альбомом гравюр «Древности Великобритании».


В раздел включены сатирические гравюры Джеймса Гиллрея, Томаса Роулендсона, Джона Дойла, а также знаменитые морально-нравственные серии Уильяма Хогарта – «Модный брак», «Четыре времени суток», «Карьера мота».


В разделе представлены гравюры, созданные на темы и сюжеты из повседневной жизни британцев, в том числе альбом «Крики Лондона», который публикуется впервые.


В разделе представлены гравюры, созданные на сюжеты Ветхого и Нового Завета.


Возникновение в Великобритании исторического жанра связано с именем лондонского издателя Джона Бойделла, который начиная с 70-х годов XVIII столетия заказывал итальянским
и французским художникам полотна на темы истории Англии. С течением времени начинание Бойделла поддержали британцы, проявлявшие интерес к исторической живописи. В разделе представлены репродукционные гравюры, выполненные по знаменитым историческим полотнам английских живописцев.


Гравюры, представленные в этом разделе, посвящены героям и событиям античной мифологии.


В 1786 году лондонский издатель Джон Бойделл публично объявил о создании «Шекспировской галереи» – собрания живописных полотен и гравюр, выполненных британскими художниками по мотивам пьес Уильяма Шекспира. В 1789 году для коллекции Бойделла в Лондоне на улице Пэлл-Мэлл было построено двухэтажное здание, которое получило название «Шекспировская галерея». В залах первого этажа галереи экспонировались гравюры. На втором этаже – живописные полотна. Галерея просуществовала до 1805 года.
Ее закрытие было связано с банкротством Бойделла. В данном разделе можно познакомиться
с самыми известными гравюрами «Шекспировской галереи», которые в настоящее время хранятся в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Раздел знакомит с гравюрами, посвященными спортивным состязаниям и видам охоты.


В разделе представлены гравюры с изображениями диких и домашних животных, созданные
по картинам сэра Эдвина Ландсира, Джорджа Стаббса, Джона Фредерика Херринга Старшего.


Аллегория (греч. аllēgoria) – иносказание. Наряду с традиционными аллегориями, восхваляющими монарха и его правление, в разделе представлены новые формы аллегорических композиций, которые получили распространение в Великобритании
во второй половине XVIII – начале XIX столетия.


Гравюры, представленные в этом разделе, созданы для оформления книг и других печатных изданий (журналов, поэтических сборников, альбомов).